Get Adobe Flash player
Абу Даби 20.11.2022 16:0 -516 дней

Авторизация

Памятные события

No events

Хроники Чемпионатов

Англичане — люди воспитанные и не замечают, когда сосед прольет соус на скатерть. А если соус этот пролился англичанину на брюки, то он, странный такой, скандалить не лезет. Еще и сам извиниться норовит. А потом пришлет хозяину дома, ' где его так встретили, открытку с благодарностью за прекрасный вечер. Люди с другим воспитанием иногда этого не понимают...


ПЯТНИЦА. НЕ СЕРДИТЕ СПЯЩЕГО ЛЬВА!

Мэнселлу в Австралии не везло никогда. Самое обидное в жизни поражение он потерпел именно здесь — в 1986 году Аделаида лишила его почти завоеванного чемпионского звания... Но восемь лет спустя Найджел совсем другой! На лице у садившегося в Williams умудренного опытом британского льва было ясно написано: «Пусть волнуются другие!» И ехал он в этакомакадемическом стиле, словно позируя для видеофильма «Уроки мэтра». Показал лучший результат и освободил место для битвы претендентов на чемпионское звание. А они явно нервничали — и Хилл, и Шумахер. Англичанину все время кто-то мешает, особенно долго маячит перед ним Benetton Джонни Херберта. Дэмон показывает лишь шестое время, когда на трассе появляется его основной соперник. Шумахер набирает скорость, и... становится ясно, что нервы шалят и у него. Забегая вперед, скажем, что такого количества ошибок на трассе, как за три дня в Аделаиде, немец не допускал, пожалуй, за весь предыдущий сезон. Но, странное дело, это не мешает ему ехать быстро! В очень грязном стиле пройден очередной круг — с заносами, выездами на поребрики... Но время лучше, чем у Мэнселла! Не успел на это среагировать судейский компьютер, как Михаэль ошибся совсем уж неприлично для лидера чемпионата и хорошенько проехался днищем болида по бордюрному камню.
Дэмону тоже не везло, и он сдался: ушел с трассы с третьим результатом. Выехавший Мэнселл для того, чтобы перекрыть результат Шумахера, явно должен был рискнуть. А он ехал точно и спокойно. Наверное, немец так и остался бы лидером квалификации, если бы Найджел не разозлился. А злиться было отчего: пройдя очередной «слепой» поворот, он   увидел   перед   собой стоящий поперек дороги Benetton! Нет, Херберт вовсе не выполнял секретное поручение Бриаторе, просто его неудачно занесло... Чудом избежав аварии, Мэнселл резко направил свою развернувшуюся машину на путь истинный (аж дым из-под колес пошел!). И поехал совсем по-другому. От полусонного скучающего ветерана не осталось и следа! Все вспомнили прежнего Найджа, который частенько забывал о существовании педали тормоза.
Естественно, на первом же круге после подобного преображения результат Шумахера не устоял!
Михаэль бросился восстанавливать статус-кво и... совершил очередную грубую ошибку. После первой гонки Шумахера в Формуле-1 когда его Jordan пробил ограждение трассы, в подобные переделки немец больше не попадал. А сейчас он не сумел укротить свой чудо-Benetton, который в мгновение ока дважды ударился о барьер из шин, потеряв задний спойлер и колеса с одной стороны. Здоровье, а, может быть, и жизнь Шумахеру спасли Сенна и Ратценбергер. Ведь после Имолы барьеры безопасности в Аделаиде, в том числе и в этом повороте, были значительно увеличены... Михаэль не пострадал, но шок испытал значительный. Об этом говорит его поведение в первые секунды после аварии. Во-первых, он преспокойно вырулил (на двух правых колесах!) на обочину.Во-вторых,выскочив из болида, попытался перелезть почти трехметровое ограждение трассы, хотя выход был совсем рядом...


СУББОТА. ГОСПОДА, А НУЖНА ли ГОНКА?

Утром следующего дня в кулуарах стало известно приблизительное изложение комментария Шумахера по поводу случившегося. Смысл его сводился к тому, что безопасность на городской трассе в Аделаиде, несмотря на предпринятые меры, недостаточна. Некоторые повороты, в том числе и место аварии, заставляют гонщика идти на прямо-таки неоправданный риск! А если еще начнется дождь...По поводу осадков Михаэль был абсолютно прав: они делают австралийский этап неприятным. (В разное время здесь пытались прекратить гонки в дождь Ален Прост и Айртон Сенна). Что же касается «смертельно
опасного» поворота... Мне, конечно, захотелось вспомнить, как же гонщики раньше проходили это ужасное место. И я не без удовольствия посмотрел еще раз запись прошлогодней гонки. Так вот, лидировавший тогда Сенна, проходя этот S-образный изгиб трассы, позволял себе обгонять здесь отстающих на круг, почти не снижая скорости. Ведь его преследовал Прост... Но это к слову — важен не точный смысл слов Шумахера, а подтекст его полуофициальных заявлений. Раз ездить так опасно, то почему же не отменить гонку? Подобный оборот событий был бы на руку лидеру чемпионата! С одним очком преимущества "над Хиллом он мог бы избежать излишних волнений.
Погода будто решила подтвердить опасения Михаэля — вторая квалификация проходила в дождь. А он, опровергая сам себя, проехал быстрее остальных! Впрочем, в субботу никто особенно не торопился — результаты каждого круга были хуже секунд на 20. Но два гонщика умудрились-таки спалить двигатели. Сначала McLaren получил прощальный привет от Peugeot — болид Хаккинена, окутанный клубами дыма, остановился у отбойника. Потом задымился Tyrrell Kaтаямы. Японский гонщик, видимо, решил, что асфальт недостаточно скользкий и щедро полил его маслом.
Оставалось с тревогой ждать воскресенья. Неужели дождь усилится?


УТРО. ХИЛЛУ ОПЯТЬ НЕ ВЕЗЕТ


Воскресенье. Свободные заезды. С неба, скажем так, падают отдельные капли. Потом и эта пародия на дождь закончилась, а первые же болиды мгновенно высушили трассу. Хилл проехал лишь круг и надолго вернулся в боксы. Тем временем, никому в общем-то не нужное лидерство в свободных заездах отнимают друг у друга Мэнселл и Шумахер. Причем немец опять заметно нервничает и не попадает в очередной поворот. Потом задним ходом возвращается с газона, держит путь в боксы. К этому времени на обочине уже оказались Бергер и Хаккинен, а Хиллу все мешали то Альборето, то Брэбэм. Да и с машиной что-то не то: англичанин возвращает Williams в добрые руки механиков, имея... девятый результат. -Потом попробовал проехать еще раз, и тоже без успеха.Впрочем, это все было неважно: мысленно и Дэмон, и Михаэль наверняка уже готовились стартовать в гонке...


СТОЛКНОВЕНИЕ.ШУМАХЕР -ЧЕМПИОН МИРА

Мэнселл на поул-позиции. Справа от него — Шумахер, сзади — Хилл. Банальный расчет требовал, чтобы Найджел повторил маневр Шумахера на Сузуке —резко свернул вправо,перекрывая  дорогу сопернику и открывая ее товарищу по команде. Но была у него и еще одна возможная тактика, более тонкая, что ли. Никуда не сворачивать и первым войти в поворот. Ведь Мэнселл впереди для Хилла куда полезнее, чем Мэнселл сзади!   Но любая  тактика могла сработать лишь при условии успешного старта, а с этим у Найджела пока проблемы. Так что он помешал скорее не Шумахеру, а Хиллу. И так, видимо, был-разочарован, что сразу допустил еще одну ошибку. А потом долго исправлял ее, красиво обгоняя пропущенных вперед соперников. Но весь мир смотрел сейчас не-на него!
Benetton, проскочивший вперед на старте, показывал ~ лучшие круги, но Williams Хилла,   как   привязанный, маячил в полутора секундах сзади. Смена шин. В этом компоненте борьбы мало кто сейчас может показать такую слаженную работу, как команда Benetton. Дэмон по-терял на несколько секунд больше.Но удивительно быстро ликвидировал-отставание! Может быть, в болид Михаэля залили больше топлива и он стал тяжелее, чем машина Дэмона? Во всяком случае, довольно скоро Хилл уже мог предпринять попытку обгона. И Шумахер решил рискнуть, выжимая из машины все. Но отрыв никак не становился больше двух секунд! И тут Михаэль совершил последнюю в сезоне ошибку: не вписавшись в поворот, ударился задним колесом об отбойник.
Все последующее вызвало абсолютно разную оценку в Англии и Германии. И уж ко¬нечно, болельщики нового чемпиона и те, кто к Шумахеру равнодушен, еще долго будут спорить по поводу этого эпизода.
Разберемся по секундам. Итак, Benetton от удара летит поперек дороги. На видеозаписи четко видно, что его правое заднее колесо вращается отнюдь не вокруг своей оси — подвеска повреждена. Хилл выскакивает из-за поворота и пытается объехать Шумахера слева. В этот момент передние колеса сине-зеленого болида дергаются — Михаэль проверяет исправность рулевого управления. Оно действует! Тем временем Хилл видит, что Benetton вышел из игры и должен, по идее, держать курс на обочину. Попытка обойти поврежденный болид слева грозит аварией, поэтому Дэмон уворачивается от него и начинает входить в поворот. Правы ли были уважаемые комментаторы российского TV, когда говорили, что Хилл поступил нерасчетливо? Конечно , ведь Дэмон забыл, что Шумахер считал единственно достойным чемпионского звания именно себя. И готов был сделать все для продолжения борьбы. (Это Герхард Бергер в подобных ситуациях высоко поднимает руку и сворачивает с трассы!) Этого Хилл не учел. Но англичанина можно понять — на видеозаписи из его машины видно, как у соперника возле колеса болтаются элементы подвески. Дэмон и представить себе не мог, что Шумахер вместе с ним попытается войти в поворот. И войдет так, что у Хилла будет шикарный выбор — въехать либо в стену, либо в Benetton!Итог столкновения — Михаэль на обочине, а Дэмон лишился чемпионских надежд...
Потом Шумахер объяснит, что не осознал масштаба повреждений и решил продолжить гонку. Так ли это? Ответа дать«е могу, хотя при случае поинтересуюсь у комментатора (и гонщика) Александра Потехина, может ли человек на подобной  скорости не почувствовать, что рычаги подвески ведущих колес его болида волочатся по асфальту? Но даже если Михаэль сознательно выводил из борьбы Хилла, то буквы правил он не нарушал. Просто не упустил   свой единственный   оставшийся шанс стать чемпионом.
В боксах механики дергали Williams за погнутый рычаг передней подвески. Чудо не происходило-и надежда на него угасла даже в безумных глазах Хилла. А Шумахер кусал губы, глядя на очередной раз проносившегося мимо Мэнселла.И тут по трансляции  объявили,что другой Williams на трассе больше не появится.


ПОДИУМ. МЭНСЕЛЛ ПОБЕДИЛ АДЕЛАИДУ


Такого искреннего веселья на подиуме трибуны давно не видели.Между Мэнселлом,Бергером и Брандлом не стояли турнирные интересы и взаимные обиды. Они хорошо провели   гонку и просто радовались этому.
Ночью на трассе чемпион мира закатил традиционный банкет. Гости угощались его любимым напитком — шампанским. После нескольких часов сна Михаэлю предстоял перелет на родину. Утром к нему подошел Дэмон Хилл и поздравил со званием чемпиона. Об этом миру поведал Михаэль уже в аэропорту Франкфурта: «Я очень рад ,что между нами не осталось тяжелых чувств! Если бы Дэмон затаил на меня обиду, то такой хороший разговор не мог бы состояться!»
Как же оценить финал чемпионата? «Это гонка!» — пожал плечами Хилл по поводу аварии и от дальнейших комментариев отказался. «Дэмон сам сказал, что это гонка!» — улыбался Шумахер.
А вы как считаете?

Гран При Австралии
13 ноября.Аделаида .Австралия
Длина круга трассы=3,780 км
Длина гонки-81 круг=306,180 км

1.Найджел Мэнселл             GB     Williams Renault      1:47.54,480
2.Герхард Бергер                AUT    Ferrari                         -2,511
3.Мартин Брандл                  G8    McLaren Peugeot           -52.487
4.Рубенс Баррикелло           BRA    Jordan Hart                -1.10,530
5.Оливье Панис                   FRA    Ligier Renault             -1 круг
6.ЖанАлези                        FRA    Ferrari                      -1 круг
7.Хайнц-Харальд Френтцен   D       Sauber Mercedes        -1 круг
8.Кристиан Фиттипальди       BRA     Arrows Ford              -1 круг
9.Пьерлуиджи Мартини         ITA     Minardi Ford               -2 круга
10.Юрки Ярви Лехто             FIN     Sauber Mercedes        -2 круга
11.Франк Лагорс                  FRA     Ligier Renault             -2 круга
12.Мика Хаккинен                FIN     McLaren Peugeot        не финишировал

Средняя скорость победитепя170.323 км/ч
Лучший круг Михаэль Шумахер (Benetton Ford) I 17 140= 176,406 км/ч
Поуп-позиция Найджел Мэнселл 1.16,179

С.Иванов

"Авторевю"

ПРЕДПОСЛЕДНИЙ этап     чемпионата Формулы-1 еще раз заставил вспомнить о   проблеме безопасности. Проходившая в ливень гонка на Сузуке лишь по счастливой случайности обошлась без серьезных трагедий.

Погода испортилась в субботу и никто, естественно, даже не помышлял улучшить результат предыдущей «сухой» квалификации. Но на трассу все равно выехали почти все —хотелось попробовать под дождем и себя, и машину. И тут же пошли вылеты... Причем зачастую в безобидных местах, где в нормальной ситуации ничего случиться просто не может. А потому отбойники   расположены   довольно близко... Больше других не повезло Рубенсу Баррикелло — он раскроил
свой Jordan весьма основательно. Причем по телевизору этот эпизод выглядел гораздо драматичнее, чем на самом деле, — постарались японские режиссеры. Сначала они показали развороченный барьер из шин и останки машины. Потом — бесстрашных, как камикадзе, работников трассы, отшвыривающих ногами обломки с проезжей части (причем мимо, лишь чуть притормаживая,проносились болиды). Затем — повтор аварии. И на закуску— примчавшуюся «скорую помощь»! И лишь после всего этого, когда наиболее нервные зрители, наверное, попадали в обморок, показали  целого и  невредимого
Баррикелло,спокойно взирающего на причиненные им разрушения.
В день гонки ливень только усилился. И слава Богу, подумал, наверное, любой понимающий зритель, увидев маневр Шумахера на старте. Лидер чемпионата резко вильнул в сторону Хилла. полностью перекрыв ему траекторию движения. К счастью, на мокром асфальте и у Дэмона, и у всех остальных сзади него старт попросту не вышел. Колеса скользили, и машины разгонялись куда медленнее, чем обычно. А если бы дорога была сухой? Страшно представить себе последствия массового «завала» на стартовой прямой! Кстати, резко уведя Benetton вправо, Михаэль тем самым предоставил стоявшему за ним Френтцену шанс обойти притормозившего Хилла в первом же повороте. Но Хайнц-Харальд не стал лезть на рожон — схватки в первом повороте на Сузуке кончаются известно чем...
Впрочем, подобное благоразумие не спасло Френтцена от экскурсии на обочину, лишившей его шансов на призовое место. И это было только начало... Через несколько кругов, когда ливень стал невыносимым, гонку притормозил пейс-кар. А ЖанТодт бегал от Бриаторе к Деннису, пытаясь уговорить руководителей команд обратиться к судьям. Не дожидаясь результатов челночной дипломатии, гонке дали новый старт, с ходу. И тут же, прихватив с собой новичка Лагорса, вылетели обе Minardi. Знойным итальянским    мужчинам    Альборето и Мартини не помог ла даже новая рекламная надпись Penthouse, появившаяся на их машинах!
А потом чуть было не разыгралась настоящая трагедия. McLaren Мартина Брандла заскользил по мокрой траве прямо на огромный грузовик-эвакуатор. Мартин чудом избежал столкновения, но его машина все-таки задела одного из работников трассы, которые грузили на эвакуатор Arrows Морбиделли, вылетевший кругом раньше. Перелом ноги для пострадавшего в данном случае — вполне счастливый исход...
Гонку остановили — и вот тут-то произошла занимательная сцена, которую российское TV, к сожалению, исключило из своей трансляции. Найджел Мэнселл темпераментно уговаривал Шумахера и Фитти¬пальди, возглавляющих пилотскую ассоциацию, обратиться к судьям по поводу прекращения гонки (президент GPDA Бергер оказался на обочине и к месту событий дойти просто не успел). Михаэль, похоже, не видел смысла в предложе¬нии Найджела. Он — лидер, его Benetton уходи  от Хилла
аки по суху... Короче говоря, к судьям Шумахер не пошел. Бродил вокруг своего болида с гамлетовским видом, прикидывая, очевидно, куда будет ставить кубок победителя... А его главный соперник даже и не думал вылезать из машины. Еще бы! Ведь инженеры команды Williams только что подсчитали — новые обстоятельства позволяют остановиться в боксах не два раза, а один. Это давало шанс обойти Шумахера. Хилл готовился к борьбе.
И борьба эта состоялась, принеся ему победу и отложив коронацию чемпиона на неделю. «На этот раз Williams переиграл нас тактически...» — растерянно констатировал Михаэль после гонки. Хотя незадолго до финиша казалось, что все может обернуться по-другому. Хилл поехал значительно медленнее — бензин был на исходе. К тому же в нескольких поворотах подряд колеса его машины блокировались и ее заносило. Но, хотя Benetton Шумахера не испытывал проблем с топливом и устойчивостью в поворотах, догнать Williams он не смог.
Правильно ли сделали судьи, что не прекратили гонку? Дождь немного поутих, да и гонщики приноровились к трассе. Во всяком случае, после очередного старта и до финиша зрители были свидетелями великолепнейшей дуэли Жана Алези и Найджела Мэнселла. Дуэли, самой, пожалуй, красивой в нынешнем чемпионате. Борьба шла не за очки и даже не за призовое место. Это был образец спортивного мастерства, как говорится, искусства в чистом виде. Искусства, о котором нынешние лидеры из гонки в гонку обгоняющие друг друга на пит-стопах, как-то подзабыли...

ГРАН ПРИ ЯПОНИИ
б ноября, Сузука, Япония
Длина круга трассы 5,964 км
Длина гонки — 50 кругов = 293,200 км

1.ДЭМОИХИЛЛ   GB   Williams Renault   1:55.53,532
2. Михаэль Шумахер   D   Benetton Ford   -03,365
З.Жан Алеэи   FRA   Ferrari   -52,045
4. Найджел Мэнсепл   GB   Williams Renault   -56.074
5. Эдди Ирвин   GB   Jordan Hart   -1.42,107
6. Хайнц-Харальд Френтцен   D   Sauber Mercedes   -1.59,863
7. Мика Хаккинен   FIN   McLaren Peugeot   -2.02.985
8. Кристиан фиттипальди   BRA   Arrows Ford   -1 круг
9. Эрик Комас   FRA   Larrousse Ford   -1 круг
10. Мика Сало   FIN   Lotus Mugen Honda   -1 круг
11. Оливье Панис   FRA   Ligier Renault   -1 круг
12. Дэвид Брэбэм   AUS   Simtek Ford   -2 круга
13 Алессандро Занарди   ITA   Lotus Mugen Honda   -2 круга

Е. МЕДНИКОВ

"Авторевю"

В субботу португальские газеты вышли с жуткой фотографией на первой странице: летящий вверх копесами Williams Хилла. К счастью, в Формуле иногда самые ужасные на вид аварии оканчиваются без трагических последствий. И Хйлп не только отлично троехал субботнюю квалификацию, но и выиграл в итоге гран При Португалии.


«СЛАВА БОГУ, рядом не было отбойника!» — радовался Дэмон после коллизии в пятницу. — «И несмотря на то, что я полетал вверх тормашками, все завершилось благополучно». Да , придя в себя, Хилл получил возможность на следующий день побороться за поул-позицию. Только из этой борьбы ничего не вышло: Герхард Бергер как был впереди, так и остался...
Поведение зачастую говорит о состоянии пилотов гораздо больше, чем слова, произносимые ими. Поездка, организованная фирмой Shell-Нефть, дала мне возможность побывать на Гран -При Португалии в качестве гостя команды McLaren. И Формула, увиденная «изнутри», зачастую была совсем не похожа на свое официальное лицо. Так вот, на пресс-конференции по стогам квалификации Хилл держался молодцом и ничем не выказывал своего эазочарования. Но потом...
Оставшийся на поул-позиции Бергер и ставший третьим Култхард еще долго стояли около пресс-центра, отвечая на вопросы. А Хилл, выскочив через боковую дверь, легкой трусцой направился  в паддок,совершенно игнорируя направленные на него диктофоны и объективы. Его можно было понять: по большому счету, сейчас в чемпионате есть только три человека, которым победа нужна как воздух. Хилл и отсутствовавший по случаю дисквалификации Шумахер борются за чемпионство, а Алези... А Алези борется с обстоятельствами.
Обстоятельства, увы, пока сильнее.И все остальные стараются проехать получше, особенно в преддверии неизбежного осенне-зимнего периода переходов из команды в команду. Но сейчас как-то серьезно изменить свою репутацию никому уже не по силам.
За что, например, бороться Баррикелло, Хаккинену, Брандлу? Другое дело, что выходящий на старт гонщик меньше всего обычно думает о своем положении в чемпионате и контрактах на следующий сезон. Любой из них — представитель гоночной элиты, и они просто не могут не выкладываться в гонке, даже если стимулы практически отсутствуют. Но из собравшихся в Эшториле пилотов только Хилл и Алези выглядели подчеркнуто сосредоточенно.
Жан, как и Дэмон,старательно избегал разговоров с журналистами, тем более что ему и без этого было с кем пообщаться. За пару часов до гонки в паддок Ferrari пожаловал сам Ален Прост! И в течение минут этак сорока беседовал с двумя своими соотечественниками, с двумя Жанами — Тодтом и Алези. Причем если спортивный директор Ferrari смеялся и похлопывал «профессора» по плечу, то Алези был совершенно серьезен. Да, в нынешней ситуации ему были очень кстати советы четырехкратного чемпиона мира, который давным-давно знает рецепт приручения удачи. Поговорив с Жанами ,Прост, видимо,посчитал
свою миссию выполненной. Во всяком случае, он ми лостиво подставил себя под прицелы телекамер и диктофонов, хотя до этого совершенно игнорировал окружающий мир, передвигаясь между автобусами команд демонстративно быстро и наступая на ноги журналистам.
До гонки оставалось меньше часа... Впрочем, ни в Лиссабоне, ни в Эшториле, богатом курортном городке
неподалеку от океанского побережья, Гран При Португалии, кажется, вообще никто не заметил. Ни одного болельщика с флагом или в майке любимой команды, ни одного плаката... Да, португальцы, скорее, не болельщики, а зрители. А из других стран в Эшторил туристов приехало немного. Во время квалификаций выделялась только большая группа финских парней. Примерно раз в пятнадцать минут они взмахивали бело-
голубым флагом с на дписью «MIKA», да возмущенно чесали в затылках, глядя на то, как судейская коллегия взвешивает болид Хаккинена. Судьи, кстати, были к гонщикам строги. На квалификациях они то и дело уверенным жестом инспектора ГАИ заворачивали заезжавший в боксы болид и учиняли. ему полный досмотр. Взвешивания и обмеры продолжались и после гонки, что в конце концов дало желательный результат: Ligier Паниса, как оказалось, имел те же проблемы, что и Benetton Шумахера и Бельгии. Измерив толщину аэродинамической платы голубого болида, судьи дисквалифицировали Паниса, приехавшего девятым, что, видимо, должно было в переводе на . нормальный язык означать: «Мы вовсе не против Михаэля, мы за справедливость»!
Но это было после финиша. А что же сама гонка? В отсутствие Шумахера реальные шансы бороться за победу имели пилоты команд   Ferrari   и   Williams. Правда, в их дружный строй на старте затесался Мика Хаккинен, но при тех технических проблемах, которые последнее    время    имеет McLaren, уверенности в том, что он доберется до клетчатого флага, не было. Однако  Мика-то как раз на финиш приехал. Меньше повезло Бергеру: второй раз Ferrari подвела коробка передач. Алези после схода товарища по команде бросился в погоню за лидерами, но не учел, что команда Simtek исподволь воспитывает в своих пилотах чемпионские амбиции. Ни Гунон, ни Брэбэм не любят уступать дорогу даже тем, кто едет значительно лучше их. Попытка обойти отставшего на круг Брэбэма обернулась для Алези вылетом... После этого только самый наивный зритель мог думать, что победит не Хилл, а кто-то еще. Действительно, Дэвид Кул-
тхард уступил ему практически без борьбы.Из претендентов на подиум по техническим причинам сошли Катаяма и Френтцен. Все   остальные   оттеснить Хаккинена с третьей позиции не смогли.
После гонки Дэмон Хилл охотно рассказывал о своих шансах на чемпионство, которые он определял, как пятидесятипроцентные. Механики  Ferrari уже успели упаковать свой трейлер — для них гонка кончилась на 39 круге.Горячие финские парни на трибуне сворачивали свой  флаг. Сегодня они болели не зря.


С. ИВАНОВ

Гран-При Португалии .25 сентября , Эшторил , Португалия

Длина круга трассы 4,360 км Длина гонки 71 круг» 309,560 км


1. Дэмон Хилл                GB         Williams Renault   1:41.10,165
2. Дэвид Куптхард    GB   Williams Renault   -0.603
З.МикаХаккинен               FIN   McLaren Peugeot   -20.193
4 Рубенс Баррикелло   BRA   Jordan Hart   -28.003
5. Йос Ферстаппен   HOL   Benetton Ford   -29.385
б. Мартин Брандл                GBR   McLaren Peugeot     -52.702
7. Эдди Ирвин                GBR   Jordan Hart      -1круг
8 Кристиан Фиттипальди   BRA   Arrows Ford   -1круг
9. Джанни Морбиделли   ITA   Arrows Ford   -1круг
10. Эрик Бернар                FRA    Llgier Renault    -1круг
11. Джонни Херберт   GB   Lotus Mugen Honda -1круг
12. Пьерпуиджи Мартини   ITA   Minardi Ford   - 2 круга
13. Микеле Альборето   ITA   Minardi Ford   - 2 круга
14. Янник Дальмас   FRA   Larrousse Ford   - 2 круга
.5. Жан-Марк Гунон   FRA   Simtek Ford   . - 4 круга
16. Филипп Адаме                BEL   Lotus Mugen Honda   - 4 круга

"Авторевю" №16 1994 г.

«Скорость хода эскадры определяется скоростью хода самого тихоходного корабля». Эту старинную морскую мудрость знает, наверное, каждый житель Англии, бывшей когда-то владычицей морей. Дэмон Хилл в ее истинности убедился на собственном опыте. Что с того, что на ' старте этапа в Хересе он обошел Шумахера... На финише тот все равно был первым. Что поделаешь - если в эскадре не все в порядке, то битву проиграет любой флотоводец!

СНОВА ОСЕНЬ...

К началу субботней квалификации у Хилла все было в норме — он имел лучшее время, а Шумахера опережал еще и Френтцен. Но первые же выехавшие на трассу машины покатили так быстро, что стало ясно — от результатов пятницы сейчас останутся рожки да ножки. Так и вышло: стартовый протокол был, по существу,
переписан заново. Впереди стартовали Шумахер, Хилл, Мэнселл и... все-таки Френтцен!
Вообще же по квалификации явно чувствовалось приближение осени чемпионата. Почти все команды довели до ума свою технику. Да вот беда — еще по весне было ясно, что у некоторых эта техника мало на что способна. Поэтому к концу сезона кому-то бороться уже не за что. И, решив заранее начать подготовку к следующему году, команды пробуют как разнообразные усовершенствования болидов, так и новых пилотов.
Началась традиционная пора осеннего нашествия новичков, о приближении которой АР рассказал в прошлом номере.
Главной же сенсацией Хереса оказалось событие, которого вроде бы ждали — уход Джонни Херберта из
команды Lotus. Но не в McLaren, как все думали. Джонни надел форму Iigier! Его обмен на Эрика Бернара, несомненно, имеет финансовую подоплеку, но Фланио Бриаторе вряд ли будет откровенничать на эту тему. А то, что именно владелец Iigier стал инициатором прихода во французскую команду перспективного английского пилота, ясно любому любителю гонок. Как и то, что Бриаторе, затевая это, думал прежде всего не о повышении результатов Llgier, а о том, кто сядет на сезон-95 во второй Benetton.
Да, все думают о будущем! Возьмите, к примеру, Arrows. Как по-разному завершают сезон гонщики, которые по весне выглядели одинаково перспективными! Джанни Морбиделли, которого чуть не уволили, пытается доказать свое право на место под солнцем. Результат — успех в квалификации и вполне достойно проведенная гонка. А что же его товарищ по команде, Кристиан Фиттипальди? Ясно, что человек с такой фамилией вне гонок не останется. Не найдется места в Формуле — попробует себя за океаном...    И Кристипальди, как ласково называют бразильца поклонницы в Хересе, ездит сейчас, вовсе не заботясь ни о результате, ни о своей гоночной репутации...

ОСТОРОЖНО: ДЕБЮТАНТЫ!

Впрочем, говорят, что медленно ездить в Формуле все равно никто не умеет. Добавлю от себя, что, к сожалению, кое-кто не очень умеет ездить и быстро... Читатели АР, без сомнения, вспомнят примеры для доказательства этого спорного тезиса. Гонка в   Хересе   подкинула   материала для новых размышлений на этот счет. За спиной лидеров (об их борьбе речь впереди) разыгралась  самая настоящая комедия, которая для Найджела Мэнселла обернулась драмой. Хидеки Нода, звезд с неба не хватавший и в формуле 3000, уселся в Larrousse и постарался показать свое мастерство в полном блеске. К сожалению, мастерства этого не хватило даже на то, чтобы нормально стартовать. Но японец, испытывая проблемы с коробкой передач, тем не менее продолжал упрямо катить по трассе с черепашьей скоростью. И к десятому кругу увидел в зеркале заднего вида целую группу машин, преследующих Sauber Френтцена. Это, видимо, произвело на Хидеки сильное впечатление. Его Larrousse вошел в поворот таким хитрым образом, что Френтцен-то его еще смог обойти. А вот Мэнселлу Нода траекторию перекрыл, и Найдж резко свернул в сторону, чтобы объехать японца по внутреннему радиусу. И вот в этот-то момент Хидеки... затормозил! Британскому ветерану, наверное, не очень хотелось повторять подвиг ферстаппена, который в сходной ситуации на Гран При Бразилии немножко полетал. И Мэнселл, мобилизовав весь свой опыт, вывернуться все-таки смог... бы, если бы не Баррикелло. Рубенс не обратил внимания на предаварийную обстановку и попытался пройти вперед. Молодого бразильца можно понять — Найджел незадолго до этого обошел его. Jordan, возникший как раз там, куда -Мэнселл собирался направить свой Williams, выглядел препятствием совсем уж ~ непреодолимым. Но Найдж не отправил его на обочину, как это практикуется в Инди.И даже этим воспользоваться Рубиньо не смог — обогнать бывшего чемпиона ему не удалось. Только в следующем повороте, почувствовав, что после столкновения с Нодой машина повреждена, Мэнселл затормозил. Потом его Williams долго «лечили» в боксах — замена переднего спойлера меньше минуты не занимает. Отстающий от лидеров на круг Найджел, тем не менее, продолжал гонку. Но возраст есть возраст! Тем более, что трасса в Хересе похожа на один сплошной поворот. Мэнселл явно устал и, совершив ошибку, финишировал на обочине.

ДОРОГА НА ПЬЕДЕСТАЛ

Кстати, подобный характер трассы как бы заранее, исключал Ferrari из числа претендентов на призовые места. В этой связи было интересно, кто же поспорит за третью ступень пьедестала. После старта, когда лидеры у мчались вперед решать свои чемпионские проблемы, во главе остального пелетона оказался Sauber Френтцена. Отлично стартовавший немецкий гонщик не настроен был пропускать вперед кого бы то ни было. А сзади между тем собралась целая очередь за медалями — Jordan в пол ном составе, Мэнселл, Бергер, Хаккинен, Херберт... Но Френтцен словно играл с преследователями в кошки-мышки. Ехал вроде бы достаточно медленно, но шанса для обгона не давал. Потом «очередь» стала рушиться. Мэнселл наткнулся на Ноду, затем настало время визитов в боксы. Пришлось заезжать и Френтцену, а после пит-стопа свою позицию лидера «второго эшелона» он потерял...
В чем отличие топ-команды от просто хорошей команды? Помимо всего прочего, в надежности. McLaren и не в лучшие свои времена — McLaren. Хорошие машины сейчас подготовили Sauber, Jordan, Ligier, Tyrrell... Здорово ехали Френтцен и Ирвин... Но все равно на нижнюю ступеньку пьедестала поднялся Мика Хаккинен. В очередной, между прочим, раз!
А теперь о главном, что волновало поклонников Формулы — о борьбе Хилла и Шумахера. Собственно, борьба была в квалификации (победил в ней Шумахер) и сразу после начала гонки. Здесь сильнее был уже Хилл — он обошел немца на старте и не давал ему потом ни малейшего шанса обогнать себя. После пит-стопа никакой борьбы не было. «Самым медленным кораблем в эскадре» для Хилла оказалась смена колес. Но проиграл он даже не из-за нескольких секунд своей задержки. Просто Benetton Шумахера, как это не раз бывало, после первого пит-стопа поехал гораздо быстрее. Столь сильный эффект от новых покрышек не наблюдался даже в прошлом сезоне. Что уж говорить о нынешнем, когда машина после остановки в боксах получает еще и дополнительный груз топлива! Нет, либо я чего-то не понимаю  в Формуле, либо...
Заканчивал гонку Михаэль в истинно чемпионском стиле. Обходил отставших на круг так, что они не просто уступали ему дорогу, а вынуждены были прямо-таки шарахаться в сторону для предотвращения аварии. Видимо, Шумахер решил показать зрителям, что и у него имеются навыки обгона.
Хидеки Нода к этому моменту давно уже отдыхал в боксах...

С. ИВАНОВ

Гран При Европы
16 октября, Херес, Испания
Длина круга трасы 4,428 км
Длина гонки — 69 кругов =305,532 км

1.Михаэль Шумахер                  D        Benneton Ford         1:40.26.689   
2.Дэймон Хилл                         GB      Williams Renault             -24.689
3.Мика Хаккинен                      FIN     McLaren Peugeot         -1.09.648
4.Эдди Ирвин                           GB      Jordan Hart                 -1.18.446
5.Герхард Бергер                      AUT    Ferrari                       -1 круг
6.Хайнц-Харальд Френтцен        D       Sauber Mersedes         -1круг
7.Юкио Катаяма                       JAP     Tyrell Yamaha             -1 круг
8.Джонни Херберт                    GB      Ligier Renault              -1круг
9.Оливье Панис                        FRA     Ligier Renault             -1круг
10.Жан Алези                          FRA      Ferrari                      -1круг
11.Джанни Морбиделли             ITA      Arrows Ford               -1круг
12.Рубенс Барикелло                BRA      Jordan Hart                -1круг
13.Марка Бланделл                   GB       Tyrell Yamaha             -1круг
14.Микеле Альборето                ITA      Minardi Ford               -2 круга
15.Пьерлуиджи Мартини            ITA      Minardi Ford               -2 круга
16.Алессандро Занарди             ITA      Lotus Mugen Honda     -2 круга
17.Кристиан Фиттипальди          BRA      Arrows Ford               -2 круга
18.Эрик Бернар                        FRA      Lotus Mugen Honda     -3 круга
19.Доменико Шиатарелла          ITA       Simtek Ford               -5 кругов

Средняя скорость победителя 187,450км/ч
Лучший круг М.Шумахер 1.25.040 = 187.450км/ч
Поул-позиция М.Шумахер 1.22.762

Е. МЕДНИКОВ

"Авторевю"

Четвертый этап чемпионата мира Формулы-1 — Гран При Монако все-таки состоялся, хотя его проведение было под угрозой. В четверг, 12 мая, во время свободных заездов разбился австрийский пилот Карл Вендлингер (Sauber). Отек мозга и глубокая кома. Этот диагноз заставлял ожидать самого худшего. К воскресенью Вендлингер продолжал находиться между жизнью и смертью.
А места на старте заняли 24 машины. Петр Заубер снял свою команду с этого Гран При, a Williams и Simtek не стали никем заменять погибших в Имопе Сенну и Ратценбергера.


АВАРИЯ, омрачившая Гран При Монако, ускорила развитие событий, связанных с обеспечением безопасности на трассе Формулы. Прежде всего была создана ассоциация, объединившая пилотов — GPDA (с формальной точки зрения она возобновила работу после многолетнего перерыва). Во главе ее, вопреки ожиданиям, встал не Прост, а австриец Ники Лауда, в свое время трижды побеждавший в чемпионатах. С другой стороны, руководители FIA и FOCA в многочисленных заявлениях анонсировали такое количество мер, направленных на повышение безопасности болидов, что, если они будут реализованы полностью, нас ждет совершенно другая Формула. Причем очень скоро — часть переделок машин должна быть осуществлена уже к 29 мая, когда состоится очередной этап в Барселоне, другая — к Гран При Канады (12 июня).
Кого при этом стоит пожалеть, так это руководителей команд и конструкторов — вся их титаническая работа над аэродинамическим совершенством болидов пойдет насмарку. Ведь аэродинамика машин должна быть изменена для ослабления граунд-эффекта, который раньше любыми путями старались повысить. Но если это действительно нужно для безопасности, роптать нико¬му и в голову не придет.
Для нас же наиболее видимые изменения произойдут, если будет запрещен, как сейчас планируется, верхний воздухозаборник — к болидам как бы вернется облик, характерный для 80-х годов, когда за головой гонщика находилась лишь массивная дуга безопасности. Ясно одно — в нынешнем виде мы наблюдали машины в последний раз.
Формула, как змея, сбросит старую кожу — содержание-то у нее уже и сейчас далеко не то, что в прошлом году.
С уходом Проста, с гибелью Сенны у гонок появился и новый лидер, и новые фавориты, и новая драматургия.
Перед стартом необычными выглядели скромные места болидов Jordan: все уже привыкли к успехам юного бразильца Баррикелло. А со лидное выступление в квали фикации команд Arrows и Tyrrell воспринималось как само собой разумеющееся. Новому лидеру Формулы Фортуна пока улыбается. При старте повторилось то же самое, что было на Танаке: за спиной Шумахера образовалось два «завала» и преследователи на первых же метрах отстали. Инициатором первого столкновения стал Мика Хаккинен (McLaren), перекрывший траекторию движения Дэмону Хиллу. Мгновением позже выбыли из борьбы Arrows Морбиделли и Minardi Мартини. Итак, четверо из группы преследования оказались вне игры. Правда, в погоню за Шумахером устремились оба Ferrari и Arrows Фиттипальди, но она была обречена на неудачу. Benetton с красными отметками лидера на носу первым пересек линию финиша. Фиттипальди сошел, и борьбу за второе место красиво вели Герхард Бергер и Мартин Брандл, чей McLaren выглядел на медленной мо-накской трассе очень неплохо. Бергера развернуло на масляной лужице и, чудом избежав столкновения с отбойником, второе место он все же упустил.
В ходе гонки проявилась закономерность: даже те аварии, в которых пилоты пострадали не так серьезно, как Сенна, Ратценбергер и Вендлингер, не прошли для них даром. Попавшие в переделки гонщики были непохожи сами на себя. Баррикелло не блистал и быстро сошел. Лехто, которому два раза не везло в этом сезоне, практически не боролся и дважды позволил товарищу по команде Шумахеру обогнать себя на круг. Во второй раз Михаэль, впрочем, великодушно пропустил финна обратно...
И, наконец, Жан Алези в конце гонки не смог догнать Де Чезариса, который занял непривычно высокое для себя четвертое место. Шестерку замыкал Микеле Альбо-ретто, показавший, что в результате слияния двух пло хих команд (Minardi и Lola BMS) вполне может образо ваться одна конкурентоспо собная (Minardi-Italia).
Принимая приз за третье место, Бергер ограничился дежурной улыбкой. Все остальное время Бергер был серьезен: он потерял в Имоле двух друзей. И чуть не потерял в Монте-Карло еще одного соотечественника. И все-таки он вышел на старт. И, проехав по этим улицам еще раз в своей жизни, не мог не понять: город ждал другую Формулу. Ту, которой уже никогда не будет, и осколком которой является Бергер, один из последних могикан. Те¬перь Герхарду предстоит возглавить поредевшую старую гвардию. А она, поверьте, еще себя покажет.

С. ИВАНОВ


Гран При Монако
15 мая. Монте-Карло, Монако
Длина круга трассы — 5,040 км
Длина гонки — 78 кругов=259,584 км

1 М.ШУМАХЕР   D   Benetton Ford   1.49. 55.372
2 М. БРАНДЛ   GB   McLaren Peugeot   37.278
З.Г.БЕРГЕР   А   Ferrari   1.16.824
4 А.ДЕЧЕЗАРИС   1   Jordan Hart   -1 круг
5 Ж. АЛЕЗИ   F   Ferrari   -1 круг
6 М.АЛЬБОРЕТТО   1   Minardi Ford   -1 круг
7.Ю.-Я.ЛЕХТО   FIN   Benetton Ford   -1 круг
8 О.БЕРЕТТА   F   Larrousse Ford   -1 круг
9.0. ПАНИС   F   Ligier Renault   -2 круга
10 Э. КОМА   F   Larrousse Ford   -3 круга
П.П.ЛАМИ   Р   Lotus Mugen-Honda   -5 кругов

Средняя скорость победителя   141.690 км/ч   
Лучший круг М. Шумахер      1.21.076= 147.772 км/ч
Поул-позиция М. Шумахер      1.18.560   

"Авторевю" №12 1994

Случайная новость